Онигири — просто рис? Не тут-то было!
Камень преткновения пищевого этикета — онигири. Казалось бы, века их существования должны были выработать очевидные и понятные правила употребления этого культового блюда. И, вроде бы, таки выработали. То есть — вообще да, но — нет. А виной тому некая мадам Мичико Хонда, вице директор учреждения под странным названием Infinitн Finishing Academy, расположенного в городе Фукуока. Она, как водится за многими современными мадам, заявила, что всё, что вы делали до её потрясающего открытия, неправильно. А уж она вам покажет как. И тут миролюбивых японцев рвануло: в интернетах немедленно начался кампф за самое правильное поедание онигири.
Чтобы понять, почему столько шума вокруг комочка риса, обёрнутого в водоросль — а именно это и представляет из себя классический онигири, надо представлять ясно и чётко, что такое рис в японской культуре. Это не просто основной продукт питания, это по сути, цивилизационная основа японского образа жизни. Возделывание риса культивировало осёдлость, способствовало объединению в поселения, создавало ритуалы — бытовые и религиозные. Так, молитвы богам об идеальных погодных условиях привели к ритуалам, которые проводятся до сих пор. А эти ритуалы, в свою очередь, повлияли на все виды искусств (в особенности, на специфические японские театральные действа), и даже на такие виды спорта, как сумо.
Рисовые шарики также имеют долгую и интересную историю. В период Нара (710–794 гг.), до того, как палочки для еды стали обычным явлением, рис часто скатывали в небольшие шарики, чтобы его легко можно было есть руками. Затем, в период Хэйан (794-1185), рисовые комочки приобрели овальную форму и стали называться тонзики.
Слово «онигири» вошло в употребление в период Эдо (1603-1868), когда эти рисовые шарики приобрели треугольную форму и были широко популяризированы в качестве еды, которую можно взять с собой: на прогулку, на праздник цветения сакуры, на пикник или на театральное представление.
Рисовые шарики, какими мы их знаем сегодня, обычно покупают в супермаркетах и магазинах, но ничто не сравнится со свежим вкусом домашнего онигири. Создание идеального треугольника требует лёгкого, но уверенного давления ладонями обеих рук, и часто говорят, что теплые мысли о том, для кого вы делаете рисовый шарик, — это акт любви, который делает онигири еще более вкусным.
Но вернёмся к мадам Хонде: как, по её мнению, правильно есть рисовый шарик? По словам госпожи Мичико, первое, чего следует остерегаться — это демонстрации откушенной части онигири. Хонда говорит, что вид надкушенного онигири непригляден для других, поэтому после укуса вы должны либо держать онигири горизонтально по направлению ко рту, когда вы едите, либо разделить его на две части, прежде чем откусить.
Второй момент, о котором следует помнить, — не позволять рисовым зернам прилипать к рукам в общественных местах. Если это произойдет, слизывание рисовых зерен с пальцев попросту неприлично, даже если вы наклоните голову, чтобы скрыть то, что делаете. Поэтому используйте полотенце для рук, чтобы удалить рисовые зерна.
И последнее, о чем следует помнить: если рисовые шарики онигири входят в коробки для бенто, их следует есть палочками, а не руками.
Поскольку большинство японцев едят онигири без всяких экивоков и отсылок к этикету и, конечно, желают продолжать есть так и дальше, то на госпожу Хонду обрушился поток эмоциональных комментариев:
«Какого чёрта? Будет намного хуже, если рисовый шарик сломается и упадет, когда вы попытаетесь разделить его пополам».
«Онигири едят вручную — он не должен быть элегантным».
«А потом нам вообще скажут, что все рисовые шарики следует есть палочками, а не руками!».
«Разве он не слишком велик, чтобы съесть его за один укус, если его разделить пополам?»
«Может, им стоит просто сделать рисовые шарики размером с укус, чтобы избежать всей этой путаницы».
Этот отказ от этикета онигири во многом связан с тем, что их обычно едят в непринужденной, расслабленной обстановке. Однако Хонда как тренер по этикету всегда думает о том, как добавить элегантности и утонченности даже в самые обычные ситуации. Или как усложнить жизнь нормальным людям — как вам больше нравится.
Она считает, что проявлять уважение к рисовому шарику и рису в нем — это хорошее поведение, признающее упорный труд фермеров и общин, участвующих в его производстве. А учитывая, что в каждом рисовом зернышке содержится семь богов, это неплохо принять во внимание.
Фото: blog.gaijinpot.com
Тем не менее, люди в Японии более чем счастливы отказаться от манер, когда дело доходит до поедания рисовых шариков. Когда речь заходит о пищевом этикете в Японии, то в нём и без того хватает всяких сложностей, о которых нужно помнить.
По материалам Sora News24
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.