Российский фудсервис пострадал от карантина меньше, чем в Европе: дно рынка составило 25% продаж
Самый динамичный канал на российском рынке – рестораны быстрого обслуживания. Еще до пандемии на фастфуд приходилось более половины рынка крупных городов России, тогда как в Европе фастфуд занимал примерно треть. Последние несколько лет крупные сети активно развивали доставку через операторов и с введением карантина им не пришлось начинать с нуля. Сейчас операторы тестируют click&collect, когда потребители заказывают онлайн и заходят только забрать заказ.
Как отмечает Марина Лапенкова, крупные фастфудные сети оказались более устойчивы к кризису: только у них есть drive-thru и финансовые ресурсы, чтобы сообщить гостям о новых условиях обслуживания. Фастфуд стимулирует потребителей делать заказ через собственные онлайн-приложения или платформы агрегаторов, чтобы покупка была более безопасной. Агрегаторы в свою очередь стараются максимально покрыть спрос и быстро подключают к своим системам новые заведения, часто предлагая льготные условия подключения.
В России также развит сегмент пиццерий (9% всего рынка питания вне дома в 2019 г), изначально ориентированных на доставку, который меньше пострадал с введением карантина. Для сравнения: в крупнейших странах Европы доля фастфуд пиццерий составляет около 4%.
При этом заметно меняется мотивация потребителей при заказе доставки. Если раньше пиццу часто выбирали для детских праздников, встреч друзей или во время просмотра спортивных мероприятий, то сейчас об угощении для больших компаний не может быть и речи.
Основной удар пришелся на рестораны полного обслуживания, куда гости приходили за атмосферой, яркими впечатлениями и эмоциями, уникальной кухней и сервисом. Эти заведения в меньшей степени ориентировались на доставку и продажу еды навынос, и им нечего предложить оказавшимся изолированными в своих квартирах гостям. По прогнозам NPD, рестораны полного обслуживания будут дольше других форматов восстанавливаться после снятия карантина, а некоторым, к сожалению, не удастся открыться вновь.
Согласно исследованию NPD, большинство гостей утверждают, что выбирать будут только те места, которым они доверяют. Потребители также отдадут предпочтение заведениям, где соблюдаются правила гигиены и следят за чистотой, а также введены меры для организации социальной дистанции в зале. Сейчас россияне больше всего скучают по атмосфере и эмоциям, которые есть только в ресторанах, и времени, проводимом в ресторанах с семьей и друзьями.
Компания The NPD Group занимается исследованиями и консалтингом в разных индустриях, помогая клиентам развивать бизнес. Более 2000 компаний прибегают к помощи NPD для анализа, прогнозирования и улучшения показателей во всех каналах, включая интернет-торговлю и традиционный ритейл. Офисы NPD есть в 27 городах, они находятся в Европе, Азии, Австралии, Северной и Латинской Америке. Компания изучает рынки одежды, крупной бытовой техники, автомобилей, товаров для красоты, книг, технологий b2b, интернет-торговли, фэшн, одежды и товаров для спорта, фудсервиса, медиа, канцтоваров, ритейла, мобильной связи, туризма, детских игрушек, компьютерных игр, а также часов и ювелирных украшений.
В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви, игрушек и фудсервиса. Для анализа рынка питания вне дома в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, по которой постоянно исследуются рынки 13 странах. Посетители ресторанов регулярно заполняют онлайн дневники, где отмечают, к примеру, когда и по какому поводу они ели вне дома, как выбирали заведение, блюда из меню, какую сумму заплатили и на что обратили внимание. В исследовании участвуют более 10 тысяч жителей 8 крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.