Фильтры

Сагаалган — восточный Новый год по-бурятски — красивый, загадочный, вкусный

Redaktor, 15 февраля 2021
Среднестатистический гражданин России с удовольствием отмечает все доступные ему праздники. Особенно календарь балует нас зимой. Начиная с католического Рождества и до православного Крещения мы нещадно испытываем собственное здоровье всеми доступными способами — от тренировки печени до экстремального закаливания. Завершает плеяду зимних торжеств Восточный Новый год, почему-то называемый в России «китайским», хотя это не так.

Дарья Скрябина,
креативный директор ресторана «Сансар»

Восточный Новый Год празднуют везде, где исповедуют буддизм: в России это — Калмыкия, Тува и Бурятия. И в каждой из них свои традиции, порой поражающие воображение европейца. Дата наступления вычисляется по лунному календарю: праздник приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния, в связи с чем он «плавает» между январем и февралем. В этом году он выпал на 12 февраля.

Бурятия — колыбель буддизма в России. Именно там находится буддийская традиционная сангха России. Это одно из немногих мест, где буддийские традиции хранятся, соблюдаются и, разумеется, берутся с собой, куда бы ни отправился бурят.  О них мы и предлагаем поговорить, ибо Москва — город многонациональный, и столкнуться с этническими обрядами, праздничными блюдами с непроизносимыми названиями в буддийский новогодний месяц шансов много (и некоторые из них могут удивить неподготовленного, изнеженного латте макиато, москвича).

1/3

Фото: Геннадий Авраменко

До завоевания Ермаком Сибири буряты не знали, что они какие-то отдельные буряты, нация была одна — бурят-монголы. Из Бурятии в Монголию потомки Чингисхана ходили свободно, причем, как и полагается кочевым народам, пешком. Бурят-монголы до XIII века — момента проникновения к ним тибетского буддизма — отмечали Сагаалган во время осеннего равноденствия. К его наступлению они заготавливали множество молочных продуктов, которые съедались на праздниках и именно в честь молока месяц Сагаалган назван «Белым». У кочевников не было обычая справлять дни рождения – слишком это было хлопотно в походах — и на Сагаалган все люди просто прибавляли себе один год. Получался эдакий коллективный день рождения — самый главный праздник сразу для всех. С утверждением буддизма один из наследников трона Чингисхана перенес время празднования Нового года с осени на конец зимы или по-монгольски на первый месяц весны (то есть — на февраль), но не стал нарушать кочевого уклада и позволил своему народу отмечать Новый год традиционно. Именно Сагаалган витиевато переплел орнамент монгольских традиций с буддийскими канонами, что сделало этот праздник в Бурятии таким ярким и глубоко духовным.

Фото: Erdenebulgan Photographer

Как мы не мыслим Новый год без Деда Мороза, так и Сагаалган буряты не могут себе представить без грозной защитницы — небесной богини Балдэн Лхамо. В день Нового года она трижды объезжает Землю по кругу, проверяет свои владения и навещает людей. А пока она не появилась, в предшествующий Сагаалгану день — бутуу удэр — буряты не выходят на улицу: каждая семья проводит это время дома, среди близких, за богато накрытым столом, ломящимся от самого лучшего мяса, прибереженных за год напитков и прочих вкусностей. Появляется Балдэн Лхамо на рассвете, около пяти утра — именно в этот момент в Бурятии начинается новолетие, а не в полночь, как это принято у европейцев. Перед тем, как поприветствовать богиню, нужно как следует выспаться, но проснуться необходимо до рассвета. Если Балдэн Лхамо не увидит света в доме, то просто пролетит мимо — дел у нее достаточно, а если увидит закрытые глаза, то сочтет человека мертвым, а мертвым благословение на наступающий год не нужно. 

Фото: Erdenebulgan Photographer

В ожидании богини перед алтарем ставят чаши: с водой, молоком, рисом, сладостями — все они для Балдан Лхамо. Спустившись в дом для благословения, ей нужно будет помыть руки и отведать угощения. Многие буряты предпочитают этот момент встречать в буддийском храме, где, как и в христианской культуре на Рождество, всю ночь читают молитвы, приветствующие Балдэн Лхамо.

На этом строгая часть праздника Сагаалган, принесенная стране буддистами, завершается, и начинается настоящий национальный Новый год. Не дожидаясь наступления дня, молодое поколение берет дары и отправляется навещать старшее: старики тоже не спят — ждут гостей. Чем раньше внук появится на пороге деда, тем о большем его уважении это скажет, а уважения к старшим бурятам не занимать ни у одного народа. 

Представьте себе: еще каких-то 100 лет назад семьи кочевников жили далеко друг от друга, к тому же все время передвигались — им еще надо было найти друг друга в монгольской степи. В течение всего Белого месяца бурят должен объехать абсолютно всех родственников — от бабушки до двоюродного одноклассника. Видимо, это и есть истинная причина так долго тянущегося праздника Сагаалган. 

Суун Цай

Как и в любой культуре, в Бурятии, встречая дорогого гостя, его надо было угостить: прямо с порога налить Суун Цай — горячий соленый чай с молоком и маслом. Этот напиток, тысячелетиями сохранявший силы монгольским войнам, остался в гастрокультуре бурят и по сей день. Им по-прежнему встречают гостей и согреваются зимами, пьют на льду Байкала, в суровых степях и засыпанных снегом городах (какой в этом году стала и Москва). 

Самым популярным угощением в месяц Сагаалган, как и сотни лет назад, были и остаются традиционные буузы, появившиеся в меню монголов благодаря походам Золотой Орды. Завоевав в ХIII веке Китай, монголы согласились принять в свою кухню традиционные китайские овощные пельмени баоцзы, но с одним условием: в них вместо овощей должно быть необходимое воинам мясо. В отличии от пельменей, мант и прочих хинкали, в буузах есть отверстие, символизирующее дымоход в юрте, то есть — тепло и уют. В это отверстие при приготовлении просачивается пар, что делает буузы пышными и нежными. Популярность бууз в Бурятии и Монголии кочевой эпохи объяснима просто: сидя в теплой юрте, посреди степи, достаточно было налепить много бууз и быстро убрать их на мороз ждать своего часа — степные -50 лучше любых рефрижераторов справлялись с задачей. И тогда, и сейчас в течение Белого месяца гости появляются внезапно, в любом количестве, и нет ничего проще и быстрее, чем достать с холода дюжину замороженных бууз, а через 15 минут уже всех накормить. По сей день в Монголии есть семьи, которые заготавливают к Сагаалгану по 3-4 тысячи бууз, замораживают их и едят всем миром весь месяц. 

1/3

Бурятия — практически единственный регион в России, где так бережно хранятся и соблюдаются буддийские традиции предков. Туда стоит поехать не только, чтобы взглянуть на Байкал. Попасть в Бурятию на празднование Восточного Нового года — приключение, которое останется с вами навсегда. Культура бурят впечатляет даже снобов, еда — даже гурманов, рассказать об этом словами — невозможно. В Москве есть место, где вы можете слегка прикоснуться к традициям этого древнего народа — ресторан «Сансар» в «Басманном Дворе», и сделать это вкусно, уютно и красиво.

Ресторан «Сансар»

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Оценка гостей
4.8
39 оценок | 4 отзыва
Кухня
5.0 (4 оценки)
Бар
4.5 (4 оценки)
Сервис
5.0 (4 оценки)
Цена
4.8 (4 оценки)
Качество
5.0 (4 оценки)
Интерьер
4.7 (3 оценки)
Атмосфера
5.0 (4 оценки)
Расположение
4.5 (4 оценки)
Парковка
4.0 (4 оценки)
Вернусь еще
5.0 (4 оценки)
Фото предоставлены заведением
Смотрите также






Москва
Ваш город
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...